Недостачи в продуктовой рознице

Рассмотрим, почему в магазине возникают недостачи и как с ними бороться?



Персонал магазина убежден, что покупатели - вот главная проблема магазина. Они воруют, портят, мнут, бьют, едят все, до чего могут дотянуться. Соответственно, товар необходимо хранить под замком, поставить охрану. Конечно, доля правды в этом есть.


Но опыт указывает больше на пользу от покупателей, нежели на вред и разрабатывать глобальные системы защиты необязательно. Ведь продажи товара, доступ к которому ограничен, сокращаются в разы или вообще прекращаются. Поэтому перед каждым магазином встает вопрос, что же все таки лучше? Установить оптимальный процент на «забывчивость» покупателей и принять разумные меры по охране торгового зала, или все усилия направить на защиту материальных ценностей от посягательств и потерять при этом большую часть товарооборота. Лучше принять вариант, при котором затраты на обеспечение сохранности ниже возможных потерь.


Внутренний урон


На самом деле, никакие сторонние силы, включая покупателей, не могут нанести магазину больший урон, чем его сотрудники. Недобросовестность - вот одна из главных причин недостач. Руководство штрафует всех членов коллектива, которые или продолжают компенсировать недополученную зарплату любым способом, или уходят в другие магазины. 


Лучший способ прекратить зависимость - это оценить причины происходящего и устранить их: разработать прозрачную систему мотивации, рассмотреть дифференцированный подход к удержанию недостачи с сотрудников, прислушаться к мнению коллектива о причинах возникновения недостачи. Ведь очень часто товарные потери возникают из-за неэффективного менеджмента и неправильно организованных бизнес-процессов.


Внутренняя логистика


При создании магазина много сил и средств уходит на торговый зал. И вопросы оптимизации внутренней логистики магазина часто остаются за кадром. Как итог, на финансовом результате начинают сказываться проблемы:



  • Отсутствие зоны приёмки и недостаточность складских помещений;
  • Недостаточность холодильного оборудования, поломки холодильного оборудования, несоответствие реального температурного режима заявленному;
  • Некачественное производственное оборудование и расходные материалы (тупые ножи слайсеров и мясорубок, неподходящие противни и гастроемкости и т.д.);
  • Нарушения организации торгового процесса в зале и складских помещениях (высокая температура в помещении, высокая влажность, лампы/отопительные приборы слишком близко к товару, некачественно собранное торговое оборудование, слишком узкие проходы).



Нормативы списания


Отсутствие нормативов списания или несоответствие принятых нормативов позиционированию и товарообороту магазина может привести к неверной оценке результатов деятельности. Нормативы списания – это установленные в процентном или суммовом выражении границы товарных потерь, которые относятся к допустимым плановым издержкам и не являются поводом для депремирования материально ответственных лиц. Речь идет о тех дополнительных издержках, на которые руководство магазина готово осознанно пойти, чтобы обеспечить покупателям определенный уровень сервиса. Это ежедневный гастрономический срез, переборка овощей и фруктов, подработка мяса, своевременное снятие с продаж товаров, утративших товарный вид, непроданные остатки кулинарной продукции, «навальная» выкладка, украшение выкладки, дегустации и многое другое. Процент списания индивидуален для каждого магазина и зависит от большого количества факторов:



  • Позиционирование магазина: чем выше заявленный уровень магазина, чем магазин «премиальнее», тем больше затрат требуется для поддержания качества и товарного вида продукции;
  • Ассортимент магазина: чем выше доля группы «fresh», чем выше доля деликатесных товаров, тем больше потери в процентном выражении;
  • Этап «жизненного цикла» магазина: пока магазин новый, только идет процесс привлечения покупателей, а плановые показатели по товарообороту еще не достигнуты, должен применяться гибкий подход к нормированию потерь, включая установку безлимитных списаний на определенный период. В противном случае персонал, опасаясь недостач и депремирований, не будет заказывать, выкладывать и поддерживать качество товара на необходимом для достижения плановых показателей уровне;
  • Торговая площадь магазина: площадь выкладки напрямую влияет на товарный запас, чем больше количество товара, необходимое для создания насыщенной выкладки, тем выше риски потерь;
  • Наличие собственного производства: собственное производство предоставляет широкие возможности по оптимизации товарных остатков и получению дополнительной прибыли, но с другой стороны – продукция невозвратная, по большей части с коротким сроком хранения, к тому же имиджевая, что требует поддержания стабильного качества;
  • Мероприятия по продвижению продаж и дополнительные сервисы: проведение дегустаций, фасовка одного продукта разными способами, нарезка на слайсере, продажа большого количества весового товара в самообслуживании.



Ошибки в планировании и организации

 

Главные причины возникновения потерь нужно искать в коммерческой деятельности.  К самым глобальным последствиям ведут некорректное планирование или его отсутствие, пробелы в организации закупок и товародвижения:


  • Несоответствие ассортимента магазина и выставочной площади реальному товарообороту магазина;
  • Отсутствие нормативов по минимальным/максимальным остаткам по группам и отдельным позициям или несоответствие принятых регламентов объему продаж;
  • Недостаточный контроль за оборачиваемостью запасов;
  • Отсутствие договоренностей с поставщиками по вопросам возврата, компенсации брака, дробным поставкам, мероприятиям, стимулирующим продажи неликвидов;
  • Отсутствие или некорректное составление графика заказов и оплат поставщикам, что приводит к резким колебаниям остатков;
  • Некорректное отражение данных в учете: пересортица, превышения, не списанный брак, неправильное оприходование, отсутствие локальных инвентаризаций;
  • Отсутствие оперативного взаимодействия между магазином и офисом, между подразделениями и сотрудниками внутри магазина.



Еще один блок проблем – это организация работы коллектива магазина: обучение, аттестация, мотивация и контроль персонала. Низкая мотивация и уровень квалификации сотрудников магазина приводят к потерям на каждом этапе движения товара:



  • Некачественная приемка: прием товара с плохим остаточным сроком, с дефектами, ошибки при пересчете количества;
  • Несоблюдение условий хранения товара на складе и в торговом зале;
  • Отсутствие предпродажной подготовки или несоблюдение принятых стандартов: неправильная нарезка, фасовка, упаковка, отсутствие ротации при выкладке;
  • Безответственный подход работников к отслеживанию качества товара, находящегося в торговом зале, несвоевременная переборка и снятие товара с продажи;
  • Некорректные заказы товара;
  • Некорректная маркировка товара, неправильное взвешивание, ошибки при продаже товара.



Вывод: недостача – это не только признак недобросовестности сотрудников магазина. И не всегда повод для усиления мер безопасности. Ситуацию нельзя исправить только при помощи штрафов и удержаний.  


В большинстве случаев недостача – это свидетельство наличия системных ошибок в организации торгового процесса и управлении ассортиментом, которые требуют глубокого анализа и комплексного подхода к решению со стороны руководства компании.



Источник: trade-drive.ru